Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ПСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
180000, г. Псков, ул. Некрасова, д.9
РАССМОТРЕНО
На МО кафедры естественных наук
Протокол № __ от «__» ____ 2015 г.
Зав.каф. ЕН. ________Иголкин Д.Н.
|
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
__________ Станкина Е.А
«_____» _________ 2015 года
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ПТЛ»
_____________ Озерова С.А.
«_____» _________ 2015 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
на 2015-2016 учебный год
11 класс
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели)
УМК Габриелян О.С.
Составитель: учитель химии
Иголкин Дмитрий Николаевич
ПСКОВ, 2015-2016 уч.год
Структурные элементы рабочей программы
1. Пояснительная записка. ……………………………………………………………….3
2. Содержание тем учебного курса. ……………………………………………………..5
3. Тематическое планирование. ………………………………………………………....9
4. Требования к уровню подготовки учащихся ……………………………………..….10
5. Перечень учебно-методического обеспечения. ……………………………………...12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.С. Габриеляна по химии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, а также на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , учебного плана МБОУ «ПТЛ» на 2015-2016 учебный год, основной образовательной программы МБОУ «ПТЛ» на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю, 34 учебных недели, в том числе 4 часа резервного времени). В ней предусмотрено проведение 1 зачёта, 2 контрольных и 1 практической работы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 223 с.
Основное содержание курса химии 11-го класса составляют сведения о строении веществ, их многообразии, свойствах и химических реакциях, протекающих между различными классами соединений. Содержание дополнено рассмотрением некоторых вопросов на углубленном уровне, а также расширено разделом «Химия и жизнь».
Изучение химии на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение комплексной дидактической цели – получение, обобщение, систематизация и практическое применение знаний и умений о многообразии и свойствах различных групп и классов веществ. Осуществление цели выполняется при решении задач:
овладение важнейшими знаниями о многообразии, строении, номенклатуре, физических и химических свойствах, способах получения и применении важнейших классов органических и неорганических соединений;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, угрожающих жизни и здоровью.
Программа позволяет реализовывать метапредметные связи с такими дисциплинами, как биология, физика, ОБЖ, математика, история, информатика.
Контроль за уровнем развития основных компетенций учащихся осуществляется в форме тестовых, проверочных, контрольных и практических работ, а также индивидуальных и фронтальных устных опросов.
Реализация программы может осуществляться с помощью традиционных форм и методов обучения, а также с использованием современных педагогических технологий (технология кооперативного обучения, ТРКМ, технология проблемного обучения, ТРИЗ-технология, технология кейс-методов, проектная технология, ИКТ-технология)в рамках компетентностного и системно-деятельностного подходов в обучении.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения по сравнению с основной программой. Содержание всех тем курса химии 11 класса расширено ввиду добавления второго часа в неделю за счет школьного компонента. Полученные часы использованы для повторения основных вопросов содержания курса 10 класса по разделу «Органическая химия», решения разнообразных расчетных задач. Особое внимание уделяется изучению закономерностей протекания химических реакций и свойств веществ. Кроме этого, в программу включен дополнительный раздел «Химия и жизнь».
Программа расширена большим количеством лабораторных опытов и демонстраций.
Ввиду отсутствия специального оснащения кабинета химии проведение большинства лабораторных, практических работ и демонстрационных опытов в реальной учебной деятельности невозможно, в связи с чем их замена возможна с помощью демонстрации и изучения видеоопытов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение изученного за курс 10 класса по разделу «Органическая химия» .
(10 часов)
Предмет органической химии. История развития органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.
Природные, искусственные и синтетические соединения. Причины многообразия органических соединений.
Валентность. Валентные состояния атома углерода (первое, второе и третье). Гибридизация атомных орбиталей (sp3, sp2, sp). Понятие о кратных связях. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
Химические формулы как отражение химической структуры вещества. Понятие о первичных, вторичных, третичных и четвертичных атомах углерода.
Основные классы органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены, циклоалканы. Их понятия, общие формулы, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, способы получения и области применения.
Кислородсодержащие органические соединения: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, жиры, углеводы. Их понятия, общие формулы, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, способы получения и области применения.
Азотсодержащие органические соединения: амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Их понятия, общие формулы, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, способы получения и области применения.
Генетические ряды органических соединений.
Расчетные задачи: 1. Установление формулы вещества по известному элементному составу. 2. Установление формулы соединения по продуктам его сгорания. 3. Установление формулы вещества по его реакционной способности.
Тема 1
Строение вещества (21 час)
Атом. Протоны, электроны, нейтроны. Изотопы. Атомные орбитали. Состояния электронов в атоме. Электронная классификация элементов (s-, p-, d-, f- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов главных и побочных подгрупп.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их научное значение. Периодическая зависимость свойств атомов и веществ, образованных ими.
Химические связи. Правило октета. Ионная связь, механизм ее образования. Катионы и анионы. Ковалентные (неполярная и полярная) связи. Электроотрицательность. Валентность и степень окисления. Механизм образования ковалентной неполярной связи. Механизм образования ковалентной полярной связи по обменному и донорно-акцепторному механизмам. Металлическая связь, механизм ее образования. Водородная связь, механизм ее образования. Примеры соединений с различными типами связи.
Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная, металлическая. Примеры соединений с разными типами строения.
Полимеры: понятие, классификация, свойства, способы получения и области применения.
Агрегатные состояния веществ: газообразные, жидкие и твердые. Фазовые переходы. Газы. Закон Авогадро. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Молярный объем газов. Свойства газов. Воздух и природный газ как природные газообразные смеси. Водород, кислород, озон, сернистый, углекислый и угарный газы, аммиак, этилен: свойства, способы получения и собирания, области использования. Парниковый эффект и кислотные дожди.
Жидкости. Свойства жидкостей. Вода как основной компонент природы. Круговорот воды. Применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту. Жесткость воды (временная и постоянная), способы ее устранения. Минеральные воды. Промышленная водоподготовка.
Твёрдые вещества. Кристаллические и аморфные вещества.
Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Природные и бытовые дисперсные системы. Эмульсии, суспензии и аэрозоли как грубодисперсные системы. Седиментация. Коллоидные системы. Гели и золи. Коагуляция и синерезис. Эффект Тиндаля.
Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава вещества. Чистые вещества и смеси. Растворы. Массовая и объемная доля компонентов смеси. Массовая доля растворенного вещества. Массовая доля продукта реакции. Молярная концентрация.
Расчетные задачи: 1. Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятий «количество вещества» и «молярный объем». 2. Задачи с использованием газовых законов.
3. Определение массовой и объемной долей компонентов смеси, раствора или кристаллогидрата. 4. Определение массовой доли примесей. 5. Определение выхода продукта реакции.
6. Определение молярной концентрации.
Демонстрации. Модели атомов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Модели кристаллических решеток. Коллекция полимеров и волокон. Состав воздуха. Жесткость воды и способы ее устранения. Дисперсные системы. Эффект Тиндаля. Чистые вещества и смеси.
Лабораторные опыты. 1. Получение и собирание газов. 2. Изготовление дисперсных систем. 3. Способы разделения смесей.
Тема 2
Химические реакции (18 часов)
Понятие о химических реакциях.
Аллотропия и аллотропные модификации на примере серы, фосфора, углерода, кислорода и олова. Изомеры и изомерия.
Классификация химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Классификация реакций по тепловому эффекту: экзо- и эндотермические реакции. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции.
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Катализаторы и катализ, ферменты и ингибиторы.
Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле-Шаталье.
Роль воды в химических явлениях. Классификация веществ по растворимости в воде. Растворение как физико-химический процесс. Гидратация.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Кислоты, основания и соли в свете ТЭД.
Гидролиз. Обратимый и необратимы гидролиз. Гидролиз минеральных солей. Гидролиз органических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Степени окисления элементов. Окислители и восстановители. Окисление и восстановление. Железо, марганец, хром и пероксид водорода в окислительно-восстановительных реакциях. Серная и азотная кислоты разной концентрации в окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.
Электролиз. Электролиз расплавов и растворов солей, оснований и кислот. Применение электролиза в промышленности.
Расчетные задачи. 1. Вычисления по термохимическим уравнениям. 2. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ находится в избытке. 3. Задачи на определение количественного состава смеси. 4. Задачи на вывод формул соединений.
Демонстрации. Аллотропные модификации углерода. Химическое равновесие в растворах. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Гидролиз солей. Гидролиз фосфида кальция. Гидролиз жиров. Окислительные свойства дихроматов. Взаимопревращение хроматов в дихроматы. Электролиз воды. Электролиз раствора йодида калия.
Лабораторные опыты. 4. Изучение факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. 5. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Тема 3
Вещества и их свойства (12 часов)
Металлы. Металлы как простые вещества. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Восстановительные свойства металлов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Обзор свойств металлов главных и побочных подгрупп.
Неметаллы. Неметаллы как простые вещества. Физические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов.
Кислоты. Встречаемость кислот в природе. Классификация кислот. Химические свойства кислот. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислоты любой концентрации с металлами разной активности. Качественные реакции на анионы.
Основания. Классификация оснований. Химические свойства оснований. Амфотерные гидроксиды.
Оксиды. Классификация оксидов. Химические свойства основных, амфотерных и кислотных оксидов.
Соли. Классификация солей. Кислые, средние, основные соли. Химические свойства солей. Встречаемость солей в природе.
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов.
Расчетные задачи. 1. Решение различных типов задач на расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации. Ознакомление с коллекцией металлов. Роль кислорода в процессе коррозии железа. Ознакомление с коллекцией неметаллов. Ознакомление с коллекцией кислот. Ознакомление с коллекцией оснований. Ознакомление с коллекцией оксидов. Ознакомление с коллекцией солей. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли.
Лабораторные опыты. 6. Химические свойства кислот. 7. Химические свойства оснований. 8. Химические свойства оксидов. 9. Химические свойства солей. 10. Осуществление цепочек превращений.
Тема 4
Химия и жизнь (2 часа)
Химия и производство. Химическая промышленность и химическая технология. Сырьё, вода и энергия в химическом производстве.
Теоретические основы химико-технологического процесса. Технологии производства серной кислоты и аммиака.
Технологические процессы на предприятиях Псковский области.
Химия и сельское хозяйство. Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Химизация растениеводства и животноводства.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Химия и проблемы охраны окружающей среды. Охрана атмосферы. Охрана водных ресурсов. Охрана земельных ресурсов.
Демонстрация. Ознакомление с коллекцией удобрений.
Химический практикум (1 час)
Практическая работа №1. Химические свойства и распознавание различных классов неорганических соединений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2часа в неделю; всего 68ч., в том числе 4 часа резервного времени).
Тема
|
Кол-во
часов
|
Практические работы
|
Контрольные работы
|
Повторение изученного за курс 10 класса по разделу «Органическая химия».
|
10
|
|
Зачет по разделу «Органическая химия»
|
Тема 1.
Строение вещества
|
21
|
|
К.р. №1
«Строение вещества»
|
Тема 2.
Химические реакции
|
18
|
|
К.Р. №2 «Химические реакции»
|
Тема 3.
Вещества и их свойства
|
12
|
№1
|
|
Тема 4.
Химия и жизнь
|
2
|
|
|
Химический практикум
|
1
|
№1. Химические свойства и распознавание различных классов неорганических веществ.
|
|
Резерв
|
4
|
|
|
Итого
|
68
|
1
|
3
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения данной программы ученик должен
знать / понимать :
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, аллотропия, изомерия, гомология, химическая реакция;
- важнейшие вещества и материалы: металлы, неметаллы, кислоты, основания, оксиды, соли, органические вещества;
уметь :
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; качественный и количественный состав соединений.
- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших классов неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Уровень подготовки и освоения учащимися программы оценивается учителем-предметником в устной и (или) письменной формах и выражается отметкой. Оценивание проводится по 4-х балльной шкале (5,4,3,2).
Отметка «5» (отлично) выставляется учащемуся в том случае, если он достаточно полно знает программный материал, умеет применять знания на практике, отлично понимает материал и прочно усвоил его, дает правильные, сознательные, уверенные, связные ответы, пользуется литературным и научным языком. В письменных работах для получения отметки «5» учащийся должен правильно выполнить более 90% работы.
Отметка «4» (хорошо) выставляется учащемуся в том случае, если он знает требуемый материал, хорошо понимает и прочно усвоил его, на вопросы отвечает без затруднений, дает правильные, сознательные, уверенные, связные ответы, но с негрубыми ошибками, умеет практически применять полученные знания. В письменных работах для получения отметки «4» учащийся должен правильно выполнить 70 - 90% работы.
Отметка «3» (удовлетворительно) выставляется учащемуся в том случае, если он обнаруживает знание программного учебного материала, но плохо понимает и непрочно усвоил его, отвечает на вопросы правильно и связно, но с затруднениями, с помощью наводящих вопросов, неуверенно и с ошибками, испытывает затруднение с практическим применением полученных знаний. В письменных работах для получения отметки «3» учащийся должен правильно выполнить 50-69% работы.
Отметка «2» (неудовлетворительно) выставляется учащемуся в том случае, когда он обнаруживает незнание большей части программного материала или его полное незнание, не отвечает на большую часть вопросов или отвечает только с помощью наводящих вопросов. За письменные работы отметка «2» выставляется в случае её полного невыполнения, либо при правильности выполнения менее 50% от всего объема работы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Исходные документы для составления рабочей программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования
3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год.
5. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010.
6. Учебный план МБОУ «Псковский технический лицей» на 2015-2016 учебный год.
7. Основная образовательная программа МБОУ «Псковский технический лицей» на 2015-2016учебный год.
Учебники и методические пособия:
1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 223 с.
2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 398 с.
4. Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2014. – 112 с.
5. Маршанова Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
6. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
7. Слета Л.А ., Черный А.В., Холин Ю.В. 1001 задача по химии. – М.: Илекса, 2005. – 368 с.
8. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/ авт.-сост. Р.А. Бочарникова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 125 с.
9. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна», 2013. – 214с.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2007-2008.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2008.
3. Некрашевич И.В. Школьный репетитор. Химия. 8-11 класс . – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
4. Химия. Задания высокого уровня сложности (вопросы 36-40) для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 328 с.
Интернет-ресурсы:
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов:
Alhimik www.alhimik.ru
Конспекты по химии для школьников www.chemistry.r2.ru, www.khimia.h1.ru
Химия для всех www.informika.ru
Химия для Вас www.chem4you.boom.ru
Химия. Образовательный сайт для школьников www.hemi.wallst.ru
Всем, кто учится. http://www.alleng.ru/
Химия. Сайт учителя химии Иголкина Д.Н. idn.ucoz.com
|